Импорт товаров в Россию сопряжен со многими трудностями, от получения разрешений до таможенного оформления. Мой опыт работы на таможне и в логистике позволяет глубоко понимать эти процессы. Международная торговля, хоть и кажется сложной, доступна не только крупным компаниям, но и малому бизнесу благодаря современным технологиям и информационной поддержке.

  1. Как импортировать товары в 2024 году

  2. Как происходит импорт в РФ

  3. “Белая” схема

  4. “Серый” импорт

  5. Что такое импорт “под ключ” или аутсорсинг ВЭД

  6. Документы для импорта

  7. Главные признаки “серых” схем

  8. Риски "серых" схем импорта

  9. За что могут оштрафовать импортера

  10. Заключение

В этой статье мы рассмотрим процесс импорта в Россию в 2024 году, обсудим как традиционные, так и новые методы ведения внешнеэкономической деятельности, включая аутсорсинговый импорт. Также предложим практические советы, как избежать типичных ошибок и непредвиденных затрат, и поможем определить, целесообразно ли заниматься импортом самостоятельно или лучше использовать профессиональные услуги.

импорт в 2024

Как импортировать товары в 2024 году

Импорт в Россию в 2024 году осложнён геополитическими и санкционными барьерами. Ограничения на транспортное сообщение затруднили традиционные пути ввоза из Европы, что сказалось на грузовых авиаперелётах и работе автомобильных переходов. Санкции США, ЕС, Великобритании и других стран запретили ввоз многих категорий товаров, включая высокотехнологичную продукцию и предметы роскоши.

Тем не менее, экономические связи с Китаем и Юго-Восточной Азией открыли новые импортные направления. Сервисы по импорту «под ключ» и внедрение параллельного импорта облегчают доступ к популярным брендам без согласия правообладателей, минимизируя риски и бюрократию.

Санкционные меры затронули более 66 российских банков, ограничив доступ к международным расчётам. Важно тщательно выбирать финансовые инструменты и каналы для обеспечения законности трансграничных платежей. Также необходимо учитывать валютные колебания, которые могут влиять на стоимость товаров и платежи.

Несмотря на препятствия, ввоз из стран, не поддерживающих санкции, остаётся важным для пополнения ассортимента на российском рынке, а решение о нулевых ставках ввозной пошлины на критически важные товары стимулирует бизнес-активность.

импорт товаров

Ввоз в Россию предполагает разные схемы работы ВЭД с различными уровнями риска и ответственности. От "белых" схем, полностью соответствующих законодательству, до "серых" и "чёрных" схем, которые могут привести к юридическим последствиям о которых я расскажу в этой статье.

Как происходит импорт в РФ

Импортирование товаров в Россию в 2024 году требует четкого понимания процедур и требований, связанных с таможенным оформлением и хранением товаров. Все грузы, поступающие в Россию, размещаются на складах временного хранения (СВХ), которые расположены по всей стране: на границах, в портах, на железнодорожных станциях и в аэропортах. Каждый СВХ имеет уникальный номер в едином реестре, что позволяет выбрать оптимальное место хранения с учетом местоположения и условий.

Важно: Хранение на СВХ платное, и стоимость может значительно варьироваться. Например, первые двое суток хранения автомобиля с грузом в Шереметьеве могут стоить от 8000 до 18000 рублей. Цены на дополнительные услуги, такие как погрузка или сортировка, также устанавливаются каждым СВХ индивидуально.

Максимальный срок хранения товаров на СВХ составляет четыре месяца, после чего товар необходимо декларировать или переместить. Для начала таможенного оформления СВХ отправляет в таможню документ по форме ДО-1, что является подтверждением принятия товаров на хранение. Эту информацию можно проверить онлайн, чтобы убедиться в готовности груза к декларированию.

Важно: Если ваш груз прибывает через морской порт или особо загруженный пункт, рекомендуется заранее уточнить условия хранения и оформления груза. Например, во Владивостокском порту контейнеры могут храниться бесплатно до девяти дней, что может существенно снизить затраты.

Выбор таможенного представителя также играет ключевую роль. Стоимость их услуг может колебаться, и важно выбрать проверенную компанию с хорошей репутацией. Например, в Москве оформление может стоить от 20000 до 36000 рублей. Удостоверьтесь, что представитель включен в реестр ФТС и не имеет истории судебных разбирательств с клиентами.

Для тех, кто предпочитает самостоятельное оформление, существует возможность подачи электронной таможенной декларации, что значительно упрощает процесс и сокращает временные затраты.

импорт товаров из Китая

“Белая” схема ВЭД или Импорт на импортера компании Клиента или таможенного представителя с уплатой пошлин

Это полностью легальный способ ведения внешнеэкономической деятельности. Импорт осуществляется на импортера компании-клиента или таможенного представителя с уплатой пошлин и налогов. В данной схеме задействованы производитель-экспортер, иностранная таможня, транзитная фирма и таможенный представитель, обеспечивающий очистку товара на российской таможне.

Преимущества "белой" схемы включают полный контроль за процессом импорта, возможность выбора оптимальных условий для страхования и транспортировки товаров, а также упрощение таможенной очистки благодаря развитию информационных технологий. Главное — отсутствие юридических рисков, связанных с нарушением законодательства.

“Серый” импорт или импорт с занижением стоимости инвойса или изменения характеристик товаров.

Эта схема включает в себя занижение стоимости товара или изменение его характеристик для снижения платежей. Часто при этом используются ошибочные или неправильные коды ТН ВЭД, что позволяет уменьшить процентную ставку пошлины. В таких случаях товары часто закупаются от имени юридических лиц, работающих как "серые" брокеры, что значительно увеличивает риски для заказчика, включая возможные проблемы с налоговыми органами.

Важно: Несмотря на кажущуюся экономию, "серый" импорт приведёт к серьезным юридическим последствиям, включая штрафы и уголовную ответственность.

импорт товаров

“Черная” схема импорта - Ввоз товаров без декларирования или под кодами с низкой пошлиной. Так называемые- товары «прикрытия». «Карго» схема ввоза через страны СНГ -в основном Казахстан и Киргизия. Я называю ее “дыркой в заборе”.

Самая рискованная схема, которая включает прямое нарушение законодательства и равносильна контрабанде. Товары в этом случае ввозятся без соответствующего оформления, что часто ведет к полной потере груза и уголовной ответственности.

Важно: Участники "черной" схемы могут столкнуться с серьезными наказаниями, включая лишение свободы до 12 лет за контрабанду по статье 229.1 Уголовного кодекса РФ.

Выбор схемы импорта должен основываться на оценке рисков и возможностей. Хотя "белая" схема требует значительных начальных затрат и тщательного планирования, она обеспечивает юридическую безопасность и стабильность ведения бизнеса. "Серый" и "черный" импорт, несмотря на иллюзию экономии, несут за собой высокие риски, которые могут привести к значительным финансовым потерям и юридическим последствиям.

серые

Что такое импорт “под ключ” или аутсорсинг ВЭД

Импорт "под ключ" представляет собой комплексную услугу, при которой все операции, связанные с ввозом из-за границы, берет на себя один контрагент. Эта модель становится все более популярной среди российских компаний, которые стремятся минимизировать риски и сложности, связанные с международной торговлей, особенно в условиях текущей геополитической обстановки.

Принцип работы услуги "импорт под ключ"

  1. Определение потребностей: Начальный этап включает в себя анализ требований заказчика, что позволяет точно определить, какие товары необходимо ввозить.

  2. Исследование рынка: Затем проводится тщательный анализ рынка для нахождения наиболее подходящих поставщиков, соответствующих бюджету и качественным требованиям заказчика. Наша компания может подобрать и найти Вам нужного поставщика по Вашему четкому Техническому заданию ( ТЗ).

  3. Переговоры и заключение договоров: Ведутся переговоры от имени Клиента для достижения наилучших условий поставки.

  4. Документация: Компания, предоставляющая услуги по импорту "под ключ", занимается подготовкой таможенных и экспортно-импортных документов.

  5. Транспортировка и логистика: Организация надежной и быстрой доставки товара на склад клиента.

  6. Таможенное оформление: Профессиональное выполнение процедур, что снимает данную задачу с заказчика.

  7. Контроль качества: Проверка перед отправкой, чтобы гарантировать соответствие всем стандартам качества.

  8. Поставка и последующая поддержка: Помощь в планировании последующих шагов для развития бизнеса заказчика после завершения ввоза.

Преимущества услуги "импорт под ключ"

  • Экономия времени и ресурсов: Клиенты могут сосредоточиться на своем основном бизнесе, не тратя время на сложные процедуры импорта.

  • Минимизация рисков: Поскольку контрагент берет на себя всю ответственность за доставку и оформление товаров, риски для заказчика значительно снижаются.

  • Прозрачность расчетов: Все платежи осуществляются в рамках российского законодательства и налогообложения, что обеспечивает ясность финансовых операций.

  • Гарантия качества и соответствия: Поставка товаров, соответствующих заявленным характеристикам и качеству.

Эта модель идеально подходит как для компаний, не имеющих опыта в организации ВЭД, так и для тех, кто предпочитает избегать прямого участия в сложностях международной торговли и оформления, особенно в условиях нестабильной международной нестабильной международной обстановки.

В конечном итоге, услуга "импорт под ключ" является надежным способом обеспечения бесперебойного ввоза, снижения операционных расходов и концентрации ресурсов компании на развитии своего основного бизнеса.

документы по импорту

Документы для импорта

При импорте товаров в Россию критически важно иметь правильно оформленные транспортные документы. Эти документы подтверждают факт отправки товаров, играют важную роль в таможенном оформлении и налоговом учете.

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожный транспортМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
Авиационный транспортГрузовая авианакладная, AWB
Железнодорожный транспортЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS, CIM
Морской транспортКоносамент, он же Bill of Landing
Почтовое сообщениеМеждународная почтовая накладная, курьерская накладная или почтовая таможенная декларация CN 23

Важно: В случае мультимодальных перевозок, когда груз доставляется несколькими видами транспорта, требуется отдельный документ на каждый этап. Это гарантирует легальность перевозок на всех участках маршрута и упрощает таможенное оформление.

Перевозчики или продавцы обычно занимаются оформлением транспортных документов, но импортеры должны иметь доступ к оригиналам и качественным копиям на каждом этапе транспортировки для предоставления в таможню и налоговую инспекцию.

Главные признаки “серых” схем

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это сложный процесс, требующий строгого соблюдения законодательства. Несмотря на видимую привлекательность "серых" схем, которые обещают снижение затрат на импорт, они несут значительные риски. Важно уметь распознать такие схемы, чтобы избежать юридических нарушений и возможных штрафов. Ниже приведены ключевые признаки, которые должны насторожить при выборе партнера по импорту:

  1. Отсутствие прямого контракта. Легитимность ввоза грузов начинается с наличия прямого контракта с техническим импортером. Оплата поставщику должна быть подтверждена фактическими банковскими документами, что является доказательством владения грузом.

  2. Неполноценные ВЭД-контракты. ВЭД-контракт должен быть детализирован и полностью соответствовать условиям вашего договора с получателем. Остерегайтесь контрактов, составленных на один-два листа, особенно если текст содержит языковые ошибки или не соответствует стандартам международного договора.

  3. Недоступность документов от производителя к поставщику. Наличие полного пакета документов, включая контракты между экспортером и производителем, увеличивает прозрачность и снижает риск участия в "серой" схеме.

  4. Отсутствие таможенных и транспортных документов. Признаком "серых" схем является отсутствие оригиналов декларации и других сопроводительных документов, которые демонстрируют легитимность перемещения товаров.

  5. Сомнительное таможенное оформление. Если декларация не содержит печати лицензированного таможенного брокера или компании импортера этого брокера, это сигнал о возможном участии в "серой" схеме. Лицензированные брокеры стараются избегать подобных операций из-за высокой стоимости лицензии и риска её потери.

  6. Единая ставка за килограмм. Такое предложение должно вызывать сомнения, так как ставки зависят от кода ТН ВЭД и не могут быть унифицированы для всех групп товаров.

  7. Отсутствие необходимости в специальных разрешениях. Заявления о том, что при импорте не требуются специальные документы, часто оказываются ложными и могут привести к задержкам на таможне и штрафам. Такие как ДС и СС.

  8. Импорт через третьи страны. Например, использование таможенного оформления в Казахстане для товаров, предназначенных для России.

  9. Расчеты наличными и отсутствие официального договора. Такой подход лишает вас юридической защиты и возможности привлечь контрагента к ответственности в случае споров.

  10. Избегание вопросов о НДС. Непрозрачность в вопросах налогообложения указывает на проведение импортных операций в обход стандартных налоговых процедур.

Важно: Если вы сталкиваетесь с одним или несколькими из этих признаков при организации импорта, стоит тщательно переосмыслить условия сотрудничества с вашим контрагентом и возможно обратиться за советом к таможенному брокеру Project Logistics, специализирующихся на ВЭД

Риски серых схем импорта

Риски "серых" схем импорта

"Серые" схемы импорта, хотя и кажутся привлекательным способом снижения издержек на первый взгляд, таят в себе значительные риски, которые могут привести к серьезным финансовым потерям и юридическим последствиям для бизнеса. Вот некоторые из основных рисков, связанных с участием в таких операциях:

  1. Проблемы с доказательством права собственности. В "серых" схемах товары часто де-юре регистрируются как собственность оффшорных компаний, что усложняет доказательство права собственности истинным владельцам. Это особенно критично, если товары будут повреждены, потеряны или конфискованы в процессе транспортировки.

  2. Таможенные риски. Использование "серых" схем приводит к серьезным проблемам на таможне, включая задержку товаров, конфискацию, и даже уголовное преследование за попытку уклонения от уплаты пошлин. "Серый" брокер исчезнет в случае возникновения проблем, оставив владельца груза один на один с проблемами. Советуем выбирать компаний с опытом работы более 10-и лет, как у Project Logistics. Такой выбор обусловлен тем, что компании, которые уже долгое время на рынке, со всей ответственностью относятся к проектам, поскольку дорожат своей репутацией.

  3. Юридическая ответственность. Участие в "серых" схемах приводит к серьезным юридическим последствиям, включая штрафы и уголовное преследование за нарушения законодательства. Это нанесёт ущерб репутации компании и привести к долгосрочным финансовым потерям.

  4. Финансовые риски. "Серые" схемы часто влекут за собой использование нестандартных финансовых операций, включая переводы через оффшорные зоны, что увеличивает риск потери денег. Кроме того, такие схемы могут включать двойные платежи или необходимость дополнительных расходов для "урегулирования" возникших проблем на таможне.

  5. Риск конфискации товара. Если таможенные органы обнаружат несоответствие между заявленной и реальной стоимостью товаров, будьте готовы к конфискации груза. В таких случаях владелец рискует потерять как сам товар, так и уже уплаченные за него деньги.

  6. Невозможность защиты прав в суде. В случае возникновения споров по поводу качества груза или условий поставки, участники "серых" схем могут столкнуться с трудностями при попытке защитить свои права в судебном порядке, так как документация и оформление сделок часто не соответствуют требованиям закона.

  7. Проблемы с банковскими и налоговыми органами. Использование "серых" схем может быть причиной нарушениям банковских и валютных регламентов, что вызовет дополнительные проверки и штрафы со стороны финансовых учреждений и налоговых органов.

  8. Сложности с легализацией товара. Даже после успешного ввоза товаров, "серые" схемы часто предусматривают дополнительные сложности с легализацией этих товаров на российском рынке, будьте готовы к дополнительным затратам или к невозможности продажи товара.

Важно: Учитывая все эти риски, компаниям, занимающимся импортом, стоит серьезно подумать о выборе законного способа ведения внешнеэкономической деятельности, чтобы избежать потенциальных юридических и финансовых проблем.

За что могут оштрафовать импортера

Одной из основных причин, по которой российские бизнесы сталкиваются с крупными штрафами, является несоблюдение таможенной процедуры. В среднем размер штрафа составляет 8,4 млн рублей. Рассмотрим основные нарушения, за которые могут наложить штрафы, и способы избегания.

  1. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров. Если грузы не были включены в декларацию, или в декларации указаны недостоверные сведения, таможенные органы могут наложить штраф от 50% до 200% стоимости недекларированных товаров, с возможностью конфискации. Как избежать: Всегда требуйте от поставщиков полного соответствия груза заявленной декларации. Подтверждайте каждую поставку документально.

  2. Недоставка, выдача без разрешения таможни, утрата товаров или документов. Несанкционированное перемещение или потеря груза до завершения оформления стоит от 300,000 до 500,000 рублей в виде штрафа. Как избежать: Соблюдайте процедуру хранения товаров на временных складах и не перемещайте до получения разрешения от таможни.

  3. Уничтожение или изменение средств таможенной идентификации. В случае нарушения целостности таможенных пломб и маркировок без разрешения, придётся оплатить штраф, в худшем случае, грозит уголовная ответственность. Как избежать: Никогда не нарушайте целостность таможенных пломб и маркировок до официального завершения оформления.

  4. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов. Задержка с подачей необходимых документов стоит от 50,000 до 300,000 рублей. Как избежать: Планируйте заранее и следите за сроками подачи документов и деклараций.

  5. Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Любые операции с нерастаможенным товаром без разрешения таможни могут привести к штрафам от 10,000 до 20,000 рублей. Как избежать: Все действия с товаром, находящимся на таможенном контроле, должны быть согласованы с таможенными органами.

    1. Традиционный импорт требует создания и поддержания собственной логистической и таможенной инфраструктуры, это выгодно для крупных компаний с регулярными большими поставками. Этот метод дает полный контроль над всем процессом, но и требует значительных начальных и операционных затрат.

    2. Импорт "под ключ" обеспечивает более простой и менее рискованный путь для компаний, не имеющих опыта или ресурсов для самостоятельного ведения ВЭД. Подобные услуги помогают минимизировать административную нагрузку на компанию и снижать риски, связанные с оформлением.

Kristina Texnik
Хотите избежать задержки груза и дополнительных расходов?
Обращайтесь к нам!

Просто предоставьте информацию о вашем грузе и пакет документов, остальное сделаем мы!

АННА ЗАВЬЯЛОВА
ВАШ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖЕР