Европейские страны, Соединенные Штаты, Канада, Австралия, Япония и другие государства ввели ряд ограничений в отношении России. Эти меры введены постепенно и включают виды санкций. Например, в Россию теперь нельзя ввозить некоторые виды продукции и товаров. Сюда входят высокотехнологичные изделия, промышленное оборудование, полупроводники, авиационные комплектующие, а также семена, удобрения и предметы роскоши. Каждая из этих стран приняла решение о санкциях независимо друг от друга, что означает различия в ограничениях для каждой страны и для каждого типа товаров.

  1. Документы для импортера
  2. Контакт между российским и зарубежным импортерами
  3. Условия поставки
  4. Инвойс
  5. Упаковочный лист
  6. Транспортные документы
  7. Как оплатить инвойс в банке
  8. Штрафы при импорте товаров из Европы
  9. Заключение

Западные логистические компании, включая Maersk, прекратили деятельность в России. Это означает, что они больше не доставляют в Россию и не предоставляют морские контейнеры для аренды. Даже китайские транспортные компании последуют этому примеру, опасаясь риска попасть под действие американских и европейских санкций.

В авиационной отрасли ситуация аналогичная. Сначала Европа, США и другие страны запретили рейсы российских авиакомпаний в государства, после чего Россия ввела ответные меры. Теперь авиакомпании из стран, введших санкции, не летают в Россию или использовать воздушное пространство для транзитных полетов. Эти изменения затрудняют транспортные связи между Россией и странами, влияя на глобальные логистические цепочки и международную торговлю.

Документы для импортера

Для импорта товаров, каждый импортер должен обеспечить наличие ряда документов. В этот набор входят: договор купли-продажи, счет-фактура, перечень содержимого упаковки, а также документы, подтверждающие транспортировку товара.

Эти бумаги необходимы как для прохождения валютного контроля в банке и платежей за товары, так и для оформления таможенной декларации. В зависимости от ситуации, таможенные органы или банковские учреждения запрашивают дополнительные документы. К таким относятся экспортные декларации продавца, платежные документы, подтверждающие сделку с продавцом, детализированные условия договора, ценники, каталоги продукции, а также техническую и экспертную документацию по товару.

Контакт между российским и зарубежным импортерами

Контракт должен четко определять характеристики импортируемых товаров, включая качество, количество и другие параметры. Важно прописать условия ценообразования, валюту сделки, а также порядок расчета налогов и пошлин. Сроки поставки и условия доставки также играют критическую роль, включая выбор логистического партнера и ответственность за транспортировку и страхование товаров.

Юридические аспекты контракта включают соблюдение международных торговых норм и законодательства обеих стран, а также урегулирование возможных споров, включая выбор юрисдикции и применимого права. Важными являются также оговорки о конфиденциальности и защите персональных данных.

импорт товаров из Европы

Рассматривая риски, учитывайте соблюдение санкционной политики и таможенных правил, а также предусматривать возможные сценарии задержек поставок и изменений в экономических условиях. Контракт должен содержать механизмы решения форс-мажорных обстоятельств.

Заключительный аспект контракта — это юридическая консультация. Наличие опытного юриста при составлении и анализе контракта поможет избежать юридических сложностей и обеспечит стабильность взаимоотношений с зарубежными партнерами.

Важно, чтобы контракт включал ключевые условия. Первое - это четкое описание товаров, которые собираетесь покупать, включая технические характеристики. Также должна быть указана цена за единицу товара и сумма контракта. Важными элементами являются сроки оплаты, валюта платежа, а также условия поставки согласно Инкотермс, системе, регулирующей международные термины поставки.

Контракт должен содержать информацию о сроках, в течение которых продавец подтверждает получение платежа, а также о сроках и условиях, когда продавец обязан уведомить об отгрузке товара. В контакте прописывают перечень сопроводительных документов.

Кроме того, в контракте оговаривают механизмы разрешения возможных споров, а также действия сторон в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Это обеспечит правовую ясность и защиту интересов обеих сторон.

Условия поставки

Базисы Инкотермс, разработанные Международной торговой палатой, представляют собой стандартизированные правила, которые упрощают и унифицируют условия международных торговых сделок. Эти условия поставки адаптированы к разнообразным сценариям торговли и каждое из них имеет уникальное трехбуквенное обозначение, как, например, FCA. В рамках базиса FCA, продавец отвечает за загрузку товара и его таможенную очистку в пределах своей страны, в то время как все обязанности по доставке и связанные с этим риски переходят к покупателю с момента передачи товара транспортной компании.

Инкотермс пересматриваются каждые десять лет, чтобы отражать текущие практики в международной торговле. Последнее обновление было сделано в 2020 году, и оно включает в себя 11 различных условий поставки. Каждое из этих условий поставки распределяет ответственности и риски между сторонами по-разному. Например, условие EXW является наиболее выгодным для продавца, так как покупатель берет на себя ответственность за забор товара со склада и дальнейшую его перевозку и доставку.

При заключении международных контрактов важно точно указать, какой версией Инкотермс руководствуются стороны, чтобы избежать недоразумений и юридических споров. Это помогает уточнить, кто и в какой момент несет ответственность за товар, а также решает вопросы, связанные с транспортировкой, страхованием, таможенной очисткой и другими аспектами логистики.

Включение правильного базиса Инкотермс в контракт обеспечивает ясность и предсказуемость в торговых отношениях, помогает минимизировать риски и способствует эффективной и безопасной торговле.

Инвойс

Инвойс, или счет-фактура, — это детализированный список отправляемых товаров, который содержит информацию, необходимую для таможенных и бухгалтерских целей. В инвойсе указывается:

  • Полное наименование и адрес отправителя (продавца) и получателя (покупателя).
  • Подробное описание каждого товара, включая код по товарной номенклатуре, количество и стоимость.
  • Стоимость товаров, включая индивидуальную стоимость каждого пункта.
  • Условия и сроки оплаты.
  • Данные о транспортировке, включая способ доставки и предполагаемую дату отправки.

Инвойс подготавливает продавец (экспортер). Этот документ служит не только как счет для оплаты, но и как доказательство существования контракта между продавцом и покупателем. Он используется таможенными органами для расчета налогов и пошлин, а также является основанием для бухгалтерского учета и аудита.

Упаковочный лист

Упаковочный лист — это документ предоставляет детальную информацию о содержимом каждой отправки. В упаковочном листе указывается:

  • Полные наименования и адреса отправителя и получателя.
  • Перечень товаров в отправке, включая количество, вес и размеры.
  • Информация об упаковке, например, количество коробок, паллет или контейнеров.
  • Идентификационные номера и маркировка упаковок.
  • В случае если товары требуют специальных условий хранения или транспортировки (например, хрупкие товары), это также отражается в упаковочном листе.

Упаковочный лист подготавливается отправителем товара, то есть продавцом или экспортером. Документ помогает таможенным службам определить содержимое груза и убедиться в соответствии с заявленными в инвойсе данными. Также используется получателем для проверки полноты и целостности поставки.

доставка товаров из Европы

Транспортные документы

В этом разделе подробно рассмотрим типы транспортных документов, функции и применение в международной торговле, что поможет импортерам лучше ориентироваться в процессах международной логистики и доставки товаров. Вот основные виды транспортных документов:

  • Коносамент (Bill of Lading, B/L): Используется в морской перевозке. Он подтверждает получение груза на борт судна и обязывает перевозчика доставить груз в порт назначения в неизменном состоянии.
  • Воздушная накладная (Air Waybill, AWB): Применяется для воздушных перевозок. Документ выдается авиаперевозчиком и служит доказательством договора на перевозку груза и приема к перевозке.
  • Железнодорожная накладная: Используется в железнодорожных перевозках и служит доказательством договора перевозки, а также фиксирует факт передачи груза на железнодорожный транспорт.
  • Грузовая автотранспортная накладная (CMR): Этот документ необходим при международных автомобильных перевозках и содержит информацию о грузе, отправителе и получателе, а также условиях перевозки.
  • Мультимодальная/комбинированная транспортная накладная: Используется, когда груз перевозится несколькими видами транспорта. Этот документ подтверждает принятие груза к перевозке и обязательство доставить его в пункт назначения.
  • Транспортная накладная FIATA (FBL): Особенно используется международными фрахтовыми перевозчиками. Она подтверждает договоренности о перевозке и часто применяется в мультимодальных перевозках.

Эти документы обеспечивают юридическую основу для перевозки товаров, обозначают ответственность перевозчика за груз и используются для таможенных и коммерческих целей.

Как оплатить инвойс в банке

Хотя Центральный Банк России отменил требование о паспорте сделки, система валютного контроля по-прежнему активна и важна. Для осуществления международных платежей импортерам требуется открыть валютный счет в банке и пройти соответствующий контроль. Уровень контроля зависит от стоимости сделки. Например, для сделок до 600 000 рублей достаточно указать код операции, а для более крупных сумм банк потребует дополнительные документы, список которых можно узнать в отделе валютного контроля.

Сделки свыше 3 миллионов рублей подлежат особо строгому контролю со стороны банка, который регистрирует операцию, ведет учет и отслеживает соблюдение сроков. Нарушения валютного законодательства могут привести к серьезным штрафам.

Важно также осознавать риски, связанные с таможенными нарушениями при импорте товаров из Европы, где средний размер штрафа может достигать 8,4 миллиона рублей. Ошибки в декларировании товаров, такие как включение не всех товаров в декларацию или недостоверное декларирование, могут стоить импортеру от 50 до 200% стоимости недекларированных товаров согласно статье 16.2 КоАП РФ. Поэтому важно тщательно проверять содержимое поставок и обеспечивать полное соответствие декларации фактическому состоянию груза.

Другие распространенные ошибки включают доставку товаров или их выдачу без разрешения таможни, что может привести к штрафу до 500 000 рублей согласно статье 16.9 КоАП РФ. Нарушение правил сохранности таможенных пломб (статья 16.11 КоАП РФ) и просрочка представления таможенной декларации (часть 3 статьи 16.12 КоАП РФ) также влекут за собой штрафные санкции.

Для избежания подобных проблем важно строго соблюдать все таможенные и валютные процедуры, включая своевременное представление всех необходимых документов и согласование любых действий с таможенными органами, как указано в статье 16.13 КоАП РФ. Это поможет избежать дополнительных затрат и задержек при импорте товаров из Европы.

Штрафы при импорте товаров из Европы

Российский бизнес часто сталкивается с крупными штрафами за нарушения в таможенной сфере, где средний размер штрафа составляет 8,4 миллиона рублей. Важно знать, по каким причинам импортера штрафуют и как избежать таких ситуаций.

Одна из распространенных проблем – это неправильное или недостаточно точное декларирование товаров. Например, импортер заказывает из Китая партию рюкзаков и сумок, но в поставке оказываются и дополнительные товары, такие как кошельки и клатчи, которые не были заявлены. Согласно статье 16.2 КоАП РФ, за подобное нарушение выписывают штраф в размере от 50 до 200% стоимости недекларированных товаров.

Чтобы избежать проблем, следует четко договориться с поставщиками о том, что добавление товаров без уведомления и соответствующих документов недопустимо.

Другая распространенная ошибка – это недоставка или выдача товаров без разрешения таможни. Если импортер, не дождавшись оформления, отправляет товары покупателям, это приводит к штрафу от 300 000 до 500 000 рублей, как указано в статье 16.9 КоАП РФ.

Чтобы избежать подобных нарушений, придерживайтесь таможенных процедур и не забирать товар, пока таможня не разрешит свободное обращение.

Также штрафы выставляют за уничтожение или изменение средств таможенной идентификации, например, за срыв пломб без разрешения таможни, согласно статье 16.11 КоАП РФ. Теперь ответственность за сохранность пломб лежит на перевозчиках, но в некоторых случаях она касается и импортеров.

Еще один момент – соблюдение сроков подачи таможенной декларации и представления необходимых документов. Согласно части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, за просрочку представления документов полагается штраф до 300 000 рублей.

Наконец, важно получить согласование таможни на любые манипуляции с нерастаможенным грузом, включая его разгрузку или взвешивание, как указано в статье 16.13 КоАП РФ.

Заключение

В заключение хочется подчеркнуть несколько ключевых рекомендаций:

  1. Не старайтесь справляться со всем самостоятельно: В случаях, когда вы не уверены в своих знаниях, обратитесь к профессионалам. Оплата услуг таможенного представителя, даже если это будет стоить 20 000 рублей, избавит вас от риска попасть на миллионные штрафы за ошибки в декларации.
  2. Честность перед таможней: Помните, что таможенные инспекторы опытны в выявлении недостоверного декларирования и знают схемы уклонения от уплаты пошлин. Попытка обмана обернется серьезными последствиями.
  3. Тщательное планирование бюджета: Перед заключением контракта важно рассчитать затраты, включая таможенные платежи и услуги посредников. Иногда покупка товара внутри страны выгоднее, чем импорт.
  4. Правильное определение кода ТН ВЭД: Ошибка в этом коде приводит к цепочке дополнительных ошибок и штрафам, так что важно уделить этому вопросу должное внимание.
  5. Ведение документации: Всегда держите под рукой все договоры, заключенные с продавцами, перевозчиками, таможенными представителями, складами временного хранения и агентами по сертификации.
  6. Умение торговаться и учет логистических аспектов: При выборе контрагентов не стесняйтесь обсуждать условия. При организации доставки учитывайте такие факторы, как сезонность и местные праздники, которые могут повлиять на сроки и условия доставки.
Kristina Texnik
Хотите избежать задержки груза и дополнительных расходов?
Обращайтесь к нам!

Просто предоставьте информацию о вашем грузе и пакет документов, остальное сделаем мы!

АННА ЗАВЬЯЛОВА
ВАШ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖЕР